Номеклатура исследований, подходы, требования ОМС и пр.
На сегодняшний день большинство лабораторий разрабатывает свою номенклатуру оказываемых услуг и присваивает каждому клиническому исследованию свой собственный, внутренний код. Чаще всего такие коды состоят из нескольких цифр, которые легко запомнить и удобно набирать на клавиатуре. Между тем, подобный подход не всегда является эффективным и зачастую снижает клиническую информативность и аналитическую надежность данных, аккумулируемых в системе ЛИС.
Именно поэтому Министерство здравоохранения РФ рекомендует составлять внутренние номенклатурные справочники с учетом требований российских и международных стандартов качества работы медицинских лабораторий и проводимых клинических исследований – Номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 1664-н от 27.12.2011; государственного стандарта Р 54360-2011, стандарта ИСО 15189 и других.
Так, согласно положениям номенклатуры медицинских услуг, стандартный лабораторный код должен включать в себя 8-12 символов (цифр, букв). При этом составляющие эту совокупность знаки должны иметь следующие значения:
- первый символ – класс медицинской услуги (отдельный вид вмешательства или комплекс вмешательств);
- второй и третий знаки – тип услуги;
- четвертый, пятый (и иногда шестой) символы – медицинская специальность или анатомическая область исследования;
- шестой-одиннадцатый (или седьмой-двенадцатый) знаки – непосредственное обозначение медицинской услуги, в том числе с указанием способа (особенностей) ее оказания.
Применение стандартных номенклатур позволяет унифицировать подходы к проведению лабораторных исследований, расшифровке их результатов, составлению отчетности и существенно облегчить интеграцию лабораторных информационных систем во внешние информационные системы. Помимо этого, клинико-диагностические центры, применяющие стандартизированные подходы к составлению номенклатур лабораторных исследований, получают целый ряд внутренних и внешних преимуществ перед конкурентами. В частности, лаборатории обретают возможность:
- получить дополнительные маркетинговые преимущества: быстро завоевать доверие потребителей и увеличить клиентскую базу;
- стать приоритетными участниками тендеров;
- претендовать на государственные заказы.